Суббота, 21.10.2017, 15:21
Главная
Владимир Гришин
Меню сайта

Категории каталога
Пресса [12]
Статьи из газет, журналов, книг.

Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Плохо
4. Ужасно
5. Неплохо
Всего ответов: 6

Главная » Статьи » Пресса

"Три дня Jazz'a на Волге" "Самара и Губерния" - № 4 2003 - Владимир Лебедев

"Три дня Jazz'a на Волге"

"Самара и Губерния" - № 4 2003 - Владимир Лебедев

Три вечера с 16 по 18 мая в Самаре в полный рост звучал Джаз.

Здесь прошел II Всероссийский фестиваль джазовой музыки под девизом "Клуб "Движение" встречает друзей".

В отличие от традиционных самарских джазовых фестивалей, проходивших под эгидой "ГМК-62", этот фестиваль был организован детско-молодежной городской общественной организацией Клубом "Движение", самарским центром внешкольного образования и департаментом по делам молодежи администрации Самарской области. И приурочен он был к пятилетнему юбилею Клуба "Движение".

Скажем сразу - фестиваль удался. Однако, видимо, из-за отсутствия должного опыта устроителей, получился небольшой прокол в части информационного обеспечения - в городе не было рекламы о предстоящем фестивале. И, несмотря на демпинговые цены билетов в "Дзержинку" и свободный вход на Гала-концерт в ОДО, зрительные залы были заполнены только наполовину (или были полупустыми, как сказал бы пессимист).

По существу фестиваль был своеобразным творческим отчетом клуба "Движение", бессменным руководителем которого является известный самарский музыкант и фанат джаза Сергей Равин. И дело, начатое им пять лет назад, поистине грандиозно и уникально для нашего города.

Ведь ни для кого не секрет, что джаз в России стал заметно стареть, а после того, как многие клубы с широко развитой сетью художественной самодеятельности просто перестали существовать, молодежная "подпитка" джазовыми кадрами из самодеятельных кружков прекратилась. Поэтому рождение такого клуба - явление знаковое для Самары, где джаз в последние годы держался только на энтузиазме ветеранов. А их (по естественным причинам) с каждым годом становилось все меньше и меньше.

И вот появилась эта замечательная студия, где молодые таланты школьного возраста получают навыки игры на джазовых инструментах, постигают основы теории и практики джазовой игры. Поэтому, пока этот клуб существует (а мы надеемся, что это будет долго), старое поколение самарских джазменов может быть уверено, что у него подрастает достойная и "продвинутая" смена. Кроме того, подпитывая молодое поколение этим (в лучшем смысле слова) "джазовым ядом", клуб вырабатывает в нем стойкий иммунитет к бездарной "попсе" во всех ее проявлениях. Пять лет существования "Движения" явно не прошли зря. В джазовой студии занимается около 150 ребят в возрасте от 15 до 20 лет. Создано восемь джазовых ансамблей различной возрастной категории, многие из которых были участниками российских и международных фестивалей.

На II фестивале не было музыкантов из дальнего и ближнего зарубежья, хотя изначально присутствие их предполагалось. Российские регионы были представлены джазовыми ансамблями из Уфы, Йошкар-Олы, Екатеринбурга, Саратова, Ульяновска, Тольятти. Знаменательно то, что фестиваль открылся в легендарной "Дзержинке", которая с легкой руки самарских джазменов носит шутливое прозвище - "Роддом самарского джаза", ибо там в былые годы рождались и играли лучшие джазы Самары. Хотя мероприятие не носило явно выраженного состязательного характера и было ближе к шоу, жюри все-таки присутствовало. Все его члены были весьма компетентны, и в джазовых делах отнюдь не новички.

Все ансамбли - участники фестиваля можно условно разделить на три основных группы: большие составы типа биг-бэнд, средние составы (квартеты, квинтеты, секстеты, септеты) и малые составы (дуэты и трио).

В фестивальных концертах приняло участие два биг-бэнда - "Juvenile Jazz Band" из Уфы под руководством Олега Зарубина и джаз - оркестр "Ритм" Самарского технического университета под руководством Льва Бекасова. Биг-бэнд Бекасова существует уже много лет и широко известен в самарских джазовых кругах. В последнее время заметно омолодилась группа саксофонов оркестра. В нее влились молодые, но сильные музыканты И.Садыков, И.Есаков, М.Коршунов. Звучание группы стало сочнее и богаче, а остальные импровизации - "вкуснее" и "разнообразнее". На фестивале оркестр показал практически обновленную программу, принятую залом "на ура". Порадовали публику и солисты оркестра - нестареющий Альберт Николаев и юная Катюша Мальчевская.

А вот уфимский биг-бэнд, ставший заслуженно гвоздем фестивальной программы, буквально сразил слушателей. Звучание оркестра вполне сравнимо с профессиональным. Возраст же музыкантов - от 13 до 16 лет. Некоторых музыкантов даже из-за пультов почти не видно. А как играют! Четко и слаженно звучат группы, прекрасный свинг и драйв, техничные сольные импровизации - и все это делают обычные школьники. А первый альт-саксофонист, по своей технике, звуку и импровизационной манере - вполне сложившийся "профи". Исполненный оркестром репертуар показал, что юным музыкантам вполне "по зубам" как известные джазовые стандарты, так и произведения, близкие по характеру современному джазу. В антракте я поинтересовался у Олега Зарубина о составляющих успеха его коллектива. Все музыканты оркестра - ученики музыкальной республиканской гимназии - интерната, где, начиная с пятого класса, их обучают теории и практике джазовой игры. А главные составляющие успеха - любовь к музыке и систематические (порой изнурительные) занятия. Немаловажное значение имеет и внимательное отношение к гимназии со стороны республиканских властей - их моральная и материальная поддержка. К сожалению, наша муниципальная власть относится к Клубу "Движение" (а он, несомненно, является аналогом уфимского интерната), мягко скажем, более сдержанно. Хотя результаты выступления коллективов Клуба "Движение" были неплохими. На фестивале клуб представляли три ансамбля. Прежде всего, это чисто девичий ансамбль "Sound Blaster", ансамбль "Off Beat"; и ансамбль "Golden Strings". Все три коллектива были тепло встречены зрителями.

В фестивальных концертах приняли также участие самарский секстет "New A", руководимый Олегом Примаком и состоящий из музыкантов биг-бэнда "Ритм" и квинтет из музыкантов уфимского биг-бэнда, несомненным лидером которого был Павел Скорняков.

С особым пиететом самарцы принимали джаз-квинтет "Time Blues" из Йошкар-Олы. Дело в том, что во главе этого ансамбля стоит наш земляк - легенда самарского джаза 40-х - 50-х годов барабанщик Борис Николаевич Комаров. Он начал свою музыкальную деятельность в знаменитом самарском биг-бэнде М.Зона-Полякова, и сегодня Комаров - последний из могикан - единственный ныне здравствующий музыкант из этого оркестра. Все остальные уже ушли в мир иной. Старшее поколение запомнило блестящую игру Б.Н.Комарова в джазах Ю.Я.Голубева, работавших в те далекие годы в "Дзержинке" и кинотеатре "Молот". И вот, после сорокапятилетнего отсутствия Комаров вновь оказался на родине и, несмотря на свои 75 лет, продолжает все так же виртуозно играть на ударных инструментах. Выступление квинтета, а особенно сольные места ударных инструментов, вызывали бурную реакцию зала.

А вот тольяттинский авангардный ансамбль "MD-Band" вызвал скорее некоторое недоумение. На наш взгляд, там было больше эпатажа, чем музыки. Причем, эпатаж был во всем - и в репертуаре, и в манере игры, и в поведении музыкантов на сцене и даже во внешнем облике музыкантов. Например, концертный костюм барабанщика ну очень близко напоминал... утепленное нижнее белье из Китая.

Из мини-ансамблей (дуэт, трио) показали свое искусство группы "Drum Dream" из Екатеринбурга и "Опус" из Ульяновска, в программе которых была как джазовая классика, так и современные композиции, в том числе и авторские.

Успешно выступила с сольной программой юная саксофонистка из Самары Юлия Мантусова.

На гала-концерте, прошедшем в ОДО 18 мая, выступили наиболее отличившиеся ансамбли со своими лучшими номерами. Там же жюри подвело итоги фестиваля и вручило грамоты и призы лауреатам. Среди них были и уфимский биг-бэнд, и йошкар-олинский ансамбль, и все три группы самарского Клуба "Движение".

Прошедший фестиваль в очередной раз показал, что джаз в Самаре есть, что его любят, что он "молодеет" и что ему уготована долгая жизнь. Нужно только создавать для этого соответствующие условия.

"Три дня Jazz'a на Волге"

"Самара и Губерния" - № 4 2003 - Владимир Лебедев


Категория: Пресса | Добавил: opusjazz-ul (22.08.2008)
Просмотров: 592 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас, Гость!

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2017